Как я вижу будущее или информационный киоск в Вашем мобильном. Часть 1.

Включая телевизор, постойте, но у меня же нет телевизора. Ладно, включая воображаемый телевизор я постоянно слышу следующие фразы: «мы живем в информационном обществе», «настал век информации». Живет ли в этом обществе или веке вся планета, я судить не берусь, но я в некоторой мере живу точно. И в этом посте я хотел бы поделиться с Вами своими мыслями как сделать их еще более информационными. В основном будет говориться об электронных информационно-справочных системах и комплексах, но будут немного затронуты платежные терминалы и самую малость банкоматы как развитие, близкие родственики или в той или иной степени подвид.

Немного о структуре поста: текст строго структурирован, все мои мысли и воспоминания не совсем по существу оформляются в виде цитат.

1. Небольшой экскурс в историю.
В СССР мы жили (я например успел пожить не очень то и долго) при развитом социализме, а не в вышеупомянутом информационном обещстве. Конечно автоматизация была сильно развита, даже сильнее чем сейчас (не учитывая современного иностранное оборудование, в те времена оно было вполне конкурентным западным аналогам), но затрагивала в основном промышленость. Для личного применения практически ничего и не было. Ну может быть за исключением простеших устройств из раздела «Сделай сам» суровых мужских советских журналов. Да и век информации можно сказать, что только начинался.
А что же было на западе??? 1988 год, США, фильм «Крепкий орешек» с Брюсом Уиллисом в главной роли. Может быть мало кто обращал внимание на тот момент, что Джон МакКлейн на ресепшене небоскреба «Накатоми» ищет свою жену в электронном информационном киоске, да еще и с сенсорным управлением. Повторюсь, что фильм вышел на экраны в 1988 году. Конечно уже в нашей стране он появился уже в 90-х, но возможно именно благодаря этому фильму многие соотечественики познакомились с возможностями такого западного чуда, пусть и подсознательно. Самое главное это был боевик, а не какая-то там фантастика, поэтому действия воспринимались вполне реально (подвиги МакКлейна не в счет).
информационный киоск в небоскребе Накатоми из фильма Крепкий орешек
Кадр из фильма «Крепкий орешек»: герой Брюса Уиллиса ищет свою жену в инфокиоске расположеном на ресепшене небоскреба «Накатоми».

А вообще я люблю посмотреть американские или европейские фильмы 80-90 годов или о них, но не всякие, а где уделяется много внимания описанию жизни того времени. Причем сюжет для меня иногда играет второстепенную роль. Просто интересно в общеобразовательных целях узнать о жизни людей других стран того времени. Да и не только 80-90х, большая часть 20-ого века еще не успела попасть в учебники истории, конечно книги я тоже читаю, но иногда хочется не только прочитать, но и увидеть. Как говориться лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Но вернемся к фильмам о 80-90х, именно в них зритель может познакомиться с процессом входа в повседневную жизнь компьютеной техники — мобильных телефонов, компьютеров, сетей, в том числе и интернета.
Но что-то я отклонился от темы.
Близкими родственниками инофрмационно-справочных систем являются банкоматы. Появились они более полувека назад, но до нашей страны они дошли примерно во второй половине 90-х. Да и были они редкостью. Но уже к середине нулевых они становятся популярными: студенты начинают получать стипендию, а работники зарплату на карточки. Но сравнить функционал банкомата того времени и наших дней бессмыслено. Практически никаких сервисов, кроме действий со счетом. Ни оплаты услуг — ничего. Да и устанавливать повсеместно их только начинали. Обычно ставили рядом с отделениями банков и в действительно крупных ТЦ. Изредка ставили на территории крупных предпритий, зарплата работников которых обсуживалась данным банком. Но время идет и сейчас банкоматы установлены почти на каждом углу, по крайней мере в городе.
Рассмотрим платежные терминалы. Являются ровесниками этого тысячелетия, но активно входят в нашу жизнь лишь с середины нулевых, с запазданием в год-два от мобильных телефонов. До сих пор основной оборот средств через них приходиться на пополнение счетов мобильных операторов.
По моим воспоминаниям, банкоматы уже в 2004 году были впринципе в шаговой доступности. Но в случае поломки, а тогда это случалось часто, или еще более частого отсутствия денег для выдачи начинались проблемы — до другого банкомата пешком уже было обычно не добраться. Кстати первым банкоматом у меня районе появился банкомат «Райффайзен-банка», самое интересное, что он был замурован в стену отделения Сбера.
С платежными терминалами я столкнулся в конце 2004 года в Москве. Хотя я еще был относительно далек от компьютерных технологий, я сразу оценил удобство, а заодно и шаговую доступность. Тогда счета были еще долларовыми и обычно пополняли их покупая либо карты оплаты 5$, 10$, 20$… или в салонах связи, например в «Связном». Но карты были выгоднее, потому что карта на 5 баксов могла стоить 130 рублей при примерном курсе в 30 рублей за одну зеленую бумажку. Но кинуть полтиник или стольник становится реально удобнее в терминале оплаты, несмотря на проценты. Логики в распространии платежных терминалов я не заметил: ставили их как в крупных ТЦ, типа Московских «Перекрестков», так и в дворовых минимаркетах.
Примерно в то же время активно начинают появляться автоматы по продаже всякого тошняка — кофе, печенек и прочего. Также стоит вспомнить о автоматах в метро по продаже билетов и продлению проездных.
Но все это относиться к предоставлению услуг и торговле. С самим же фактом информационно-справочного киоска в том виде в котором они представлены сейчас я столкнулся примерно в тоже время сразу в нескольких местах: во-первых на вокзалах, во-вторых в каком-то музее. Про музей я к сожалению ничего не помню, но вот инфокиоск с функционалом сайта РЖД меня поразил, но кроме этого он еще реально оперативней работал, чем сайт. Инфокиоски РЖД в том виде, в котором я их запомнил, это великое их достижение, пожалуй одно из немногих чего-то стоящих.
В 2005 году я еще перевыпускал себе пластиковую карточку. Перевыпуск заказал в Курске, а забрать должен был в Мск. Когда я пришел в отделение, то система единой электронной очереди с информационным киоском меня поразила до глубины души. Это был культурный шок, после часовых очередей в местном Сбере. Но стоит отдать Сберу должное, спустя 5 или 6 лет в этом отделении тоже ввели систему электронной очереди))). Также в Курске, я видел такое в ВТБ на Радищева/Кирова. Но все это появилось относительно недавно и уже не кажется таким необычным.
Дальше я хотел бы поведать как и где можно улучшить систему электронных очередей и информационных киосков довольно неожиданным, но логичным способом.

2. Гик как часть современного общества.
Под гиком часто люди понимают человека не сделавшего высокие технологии частью своей жизни, а просто разбирающегося в них лучше себя. Таким образом, люди заставшие становление информационных технологий, приняли непосредственно участие в их становлении, и для более старшего поколения они являются гиками.
Забавная вещь: меня неоднократно прохожие просили помочь что-то настроить им в их мобильных телефонах, хотя на вид меня вряд ли можно отличить от допустим менеджера.
Но дальше речь пойдет о смартфонах. Когда появились первые смартфоны и кпк, то они в основном являлись игрушками для гиков. Но время шло, технологии развивались, телефон становился не просто телефоном, а еще и плеером, фотоаппаратом, да и много чем еще. Бесспорно именно корпорация «Нокия» внесла наибольший вклад в выход смартфонов на рынок для обычных потребителей вместе с платформой symbian. Конечно, она была не первой, и не единственной, но если бы не она, то смартфоны не попали бы в руки обычных людей. Конечно где-то рядом был Виндоус Мобайл, но для телефона это было убожеством. Но тут подсуетился Стив Джобс и вышел Айфон, задав новую планку, а там и Гугл подтянулся со своим Андройдом. Но не будем о грустном. Конечно были и другие платформы, но я упомянул об основных, тем более что на нынешнем рынке операционных систем для смартфонов iOS и Android — основные игроки. Можно сказать, что они стали стандартом. В дальнейшем я буду в основном обращаться к этим двум игрокам, но чаще к Андройду, потому что он знаком немного лучше.
Да и развитие мобльных телефонов, по моему мнению, идет к тому что скоро подавляющее большинство выпускаемых аппаратов можно будет отнести к смартфонам. Конечно простые копеечные аппараты остануться, но их будет минимум. Разработка и продвижение новой платформы для смартфонов становиться с каждой минутой все менее и менее реальной задачей, в связи с уже развитой инсфраструктурой всяких «аппсторов» и «гугломаркетов» и наличием тысяч, если не миллионов приложений для них. Да и использование в качестве платформы Андройда выглядит довольно перспективным направлением, тем более Гугл планирует в ближайшее время стабилизировать выход обновлений своей ОСи. Всяко проще чем писать с нуля что-то свое, да еще придумывать этому новую инфраструктуру.
Чтобы не было упреков в том, что я продался Гуглу сразу скажу, что использую в качестве телефона 4-х летнюю нокию, смартфон, на 9.2 симбайне, даже без сенсорного экрана. Но в выборе платформы для своего следующего телефона у меня сомнений нет.

3. Информационный киоск в кармане.
Так к чему же я клоню? Вы еще не догадались? Сколько процентов посетителей сферической органиции в данный момент времени рискнут воспользоваться инфокиоском? А сколько среди них гиков? А сколько среди них владельцев смартфонов? Зачем им нужен информационный киоск, если у них уже есть свой в кармане. Конечно убирать инфокиоск не стоит, но их количество можно уменьшить, дав доступ посетителям к нужной им информации с помощью их мобильных телефонов. Мне кажется это даже удобнее, чем пользоваться инфокиоском. Никакой очереди, никто не палит из-за спины, что ты там высматриваешь. Да это же просто рай для гика.
Как это можно реализовать. Ну например при входе в организацию большое обявление с баркодом для скачивания приложения-справочника. Для привлечения внимания можно рядом нарисовать робота мигающего зелеными светодиодами или яблочко, такое надкушанное. И еще добавить надпись, что-то типа «инфокиоск в кармане», вобщем стандарт как нибудь сам собой выработается, когда это войдет в практику повсеместно.
Следует помнить, что предложив скачать приложение, да еще и пользоваться им как клиентом в приложении, имеющим клиент-серверную архитектуру, нужно предоставить для этого например бесплатный вайфай, в котором можно закрыть все кроме ссылки на скачку приложения и самого сервера приложений. О названии точки доступа можно сообщить на табличке рядом с баркодом.
Что получаем в итоге: клиент получил информацию возможно более удобным ему образом. При большом количестве посетителей нет проблем с очередями у информационных киосков. Минимизация количества необходимых информационных киосков.

В отдельном посте я рассмотрю на примерах где и как это можно использовать. Главы 4-8. В них расказывается о возможности применения персональных инфокиосков в банках, компьютерных магазнинах, супермаркетах, ТЦ и некоторых других местах. Заключение дублируется в обоих постах.

Заключение.
Есть еще очень много сфер где уместны информационно-справочные системы. Сфера их применения зависит только от поставленных задач и ограничивается фантазией отдела маркетинга и программистов. Я же ставил перед собой задачу показать перспективность использования смартфона в качестве персонального информационно-справочного киоска. Надеюсь эта идея пришла в голову не только мне и через несколько лет это будет частью нашей повседневной жизни как банкомат или платежный терминал.

8 комментариев

  • аватар vit
  • 0
что за нахрен инфокиоски?
  • аватар SeL
  • 0
Инфокиоск на википедии.
Курск
По сути тот же платежный терминал, только без купюроприемника, обычно служит для предоставления справочной информации.
  • аватар vit
  • 0
ни разу таким не пользовался…
  • аватар SeL
  • 0
В курске они редкость. Только на вокзале в Курске видел их. Ну еще подобные с термопринтерами для электронных очередей в банках некоторых ставят.
  • аватар dropp
  • +1
Ды есть это все уже, не у нас, правда. ВиФи спот по месту — раздача по хттп нужного контента. Почитай еще про дополненную реальность, только так много букв от КО больше не надо.
  • аватар SeL
  • 0
Про дополненую реальность читал, но это более глобально. А вот то что я описал в рускоязычном инете я не нашел. К тому же я довольно подробно описал на кого это ориентировано и какую пользу это принесет как и посетителю так и организациям.
Одностраничные внедрены достаточно давно, в протоколе и типе подключения к сети не уверен:

картинка из курска
  • аватар berber
  • -2
Курск
Электронные могильные плиты не пользуются спросом

Электронные надгробия, которые были выпущены на рынок компаний Vidstone несколько лет назад, совершенно не привлекают покупателей – их единственный в Висконсине продавец с февраля 2007 года не смог продать ни одного.

Электронные надгробия, которые были выпущены на рынок компаний Vidstone несколько лет назад, совершенно не привлекают покупателей – их единственный в Висконсине продавец с февраля 2007 года не смог продать ни одного, передает Associated Press.

Электронный могильный камень от Vidstone представляет собой обычную плиту со встроенным в нее водонепроницаемым экраном. Устройство питается от солнечных батарей, может показывать фотографии, проигрывать звуковые файлы и даже показывать видеоролики. Цена всего удовольствия – две тысячи долларов.

Отметим, что у компании Vidstone есть около сотни дилеров в разных штатах США, а также один в Великобритании. Фирма не раскрывает объемы продаж, но признается, что они весьма скромные.
www.rollingstone.ru/articles/3301

Чтобы оставлять комментарии, нужно или зарегистрироваться.