Авария в бездиалоговом режиме


В минувшую субботу остальные жители аварийного дома по ул. Конорева,20 наконец-то переехали в новые квартиры на проспекте А. Ф. Дериглазова.

Вместе с Геннадием Баевым побывала в гостях у семьи Натальи Трусовой, которая буквально на днях переехала из аварийного дома по ул. Конорева,20 в новую квартиру на пр-те Дериглазова. Видеть радость на лицах людей, которые больше года жили на пороховой бочке… наверное, мало что может сравниться с ощущением того, что получилось помочь в такой ситуации.

На этот раз Наталья провела нам экскурсию не по разваливающемуся дому, а по трехкомнатной квартире, еще заставленной коробками, но зато теплой, безопасной и уже немного уютной. Я по-женски посетовала, как непросто перевезти по такому холоду комнатные растения, а у Натальи растет роскошная китайская роза и цветут фиалки. Трусовы живут теперь на 17-м этаже. Детей пока далеко возить в школу и детский сад, далеко придется и ездить на работу, но, по словам Натальи, эти мелочи — ничто в сравнении с тем страхом и чувством безнадежности, которые им пришлось испытать.

Эта нашумевшая история сразу дает нам несколько кейсов современных технологий гражданского действия:
— только компетентные и настойчивые гражданские активисты могут сдвинуть сложное дело с мертвой точки,
— местные чиновники с трудом готовы слушать и слышать о реальных проблемах людей,
— в диалоге между современным обществом и действующей властью требуется посредник.


Кейс первый. Роль активистов.

С Натальей мы познакомились, когда приехали с коллегой по Народному фронту Кириллом Медведевым на Конорева,20, чтобы своими глазами увидеть, что происходит с 90-квартирным домом. Перед этим Наталья вместе с другими жильцами обратилась в реготделение ОНФ, сообщив, что они уже больше года сражаются с местной администрацией за то, чтобы их дом признали аварийным и начали расселять. Наталья провела для нас экскурсию по дому и квартирам, показывая огромные трещины, мы заглянули в подвал и обошли вокруг дома. Все это время она не умолкала, рассказывая о переписке с чиновниками и о «радушных» приемах в коридорах власти на разных уровнях. Только представьте, после того, как весной в трех из шести подъездов просел фундамент, жители получили рекомендацию от муниципальных властей провести реконструкцию дома за свой счет.



По окончании осмотра дома, активист показала нам увесистую папку с документами – в основном, отписками тех должностных лиц, которые должны были принять непосредственное участие в судьбе дома. К беседе подключилась и жительница Елена, которая ярко и эмоционально рассказала о том, как они ходили на прием в разные инстанции вплоть до прокуратуры. В тот день у нас сложилось стойкое ощущение, что при таком равнодушии до конца года нам жильцов не переселить. А дом в прямом смысле трещал по швам. Задача выглядела непосильной: 90 квартир, около 200 жильцов, власти на обращения жителей не реагируют, зима на носу, бюджет и города, и региона дефицитный.

Наталья приятно удивила меня своей энергичностью. Она жила в этом доме меньше пяти лет, квартиру приобрели за материнский капитал. У Натальи с мужем трое детей, забот хватает, но увидев проблему, она не отмахнулась от нее, а мобилизовала все силы на ее решение, потратив огромное количество личного времени. Это и есть качества гражданского активиста. Надеюсь, Наталья присоединится к нашей команде.

Кейс второй. В стране глухих.

По роду общественной деятельности я часто общаюсь с местными чиновниками, участвую в публичных слушаниях по градостроительным вопросам и по бюджету. Еще каких-то пять лет назад у меня сформировалось мнение, что все было бы хорошо в Курске, если бы были деньги в бюджете. Но с тех пор, как организован клуб «Точка зрения» и общаться c политиками и чиновниками приходится чаще, росли сомнения, а за минувший год они укрепились еще больше.

Случай с аварийным домом на Конорева,20 живо напомнил фильм «Дурак». Он произвел на меня сильное угнетающее впечатление, но и в голову тогда не могло прийти, что с киношная история произойдет в реальности всего через пару лет. В комментариях и постах в социальных сетях многие сравнивали ситуацию на Конорева,20 с сюжетом фильма. Конечно, история курского аварийного дома совсем другая. Но в начале общения команды активистов ОНФ сложилось такое же впечатление – людей не слышат.

В нашем веке, чтобы проблему заметили на местах, нужно «вытащить ее на федеральный уровень». Жильцам дома в некотором смысле повезло, что их было так много, а дом был так плох. Первое время после репортажей жильцы буквально собирали слухи из разных источников, что совсем не придавало им уверенности в завтрашнем дне. Казалось бы, что проще – сделать официальное заявление или прислать информационное письмо людям, даже собрать их в ближайшей школе, чтобы ответить на их вопросы и рассказать, что и как будет происходить с их домом – но ничего такого сделано не было.

На встречах, которые состоялись перед самым расселением, в том числе в тот день, когда жильцам отключили газ во избежание аварии, задавали столько вопросов и переспрашивали столько раз, что информационный голод был ощутим едва ли не физически. Конечно, стоит учесть, что кроме квартир, других богатств у этих людей нет, да и в юридических вопросах мало кто из них разбирается. Отсюда и кривотолки, предположения, усиленные новостями об авариях в других регионах.

Пока писала этот текст, в соцсети мне написал еще один человек с историей о том, что он со своей проблемой обращался в разные инстанции и ему никто не помог. Теперь он рассчитывает, что к его работе подключатся активисты ОНФ в Курской области. К сожалению, я часто слышу похожие истории. Они свидетельствуют об одном: власть, которую мы избираем и нанимаем в наших интересах, плохо слышит наши чаяния, а если слышит, то игнорирует и не желает входить в диалог. Эта проблема не уникальна для Курска, конечно. Она характеризует сегодня всю страну. Но это не значит, что не нужно к власти обращаться. Просто делать это сегодня нужно публично. И в этом смысле еще раз спасибо СМИ – и федеральным, и курским за, что подняли проблему вместе с ОНФ, отслеживали ее, поддерживали жителей. Это второй громкий результат за год: разрыв контракта с черным лесорубом в Щуклинке и расселение Конорева,20. СМИ — четвертая власть.

Кейс 3. Общество и власть: требуется посредник

Для курских «фронтовиков» расселение из аварийных домов – вопрос на постоянном контроле. Когда жильцы Конорева,20 обратились к нам, уже был наработан серьезный опыт в этой работе, и мы смогли помочь на первом этапе с подготовкой нужных документов. Год переписки с чиновниками оказался не нужен и был просто потерян. Вместо того, чтобы объяснить жильцам пошагово, что им надо сделать, различные ведомства предпочитали направлять отписки. Жители не знали, что им делать, какой будет судьбы людей и дома.



Схожая ситуация сложилась с аварийным домом в п. Аккумулятор. С момента официального признания строения аварийным в 2011 г. его жители оставались в информационном вакууме. В течение нескольких лет чиновники не могли уточнить дату расселения. Нам удалось добиться, чтобы жители дома №31 в п. Аккумулятор получили квартиры на год раньше запланированного. Ранее досрочного расселения переехали и жители дома №12 по ул. Ендовищенская.

В этот раз мы пригласили несколько телеканалов, буквально кричали о проблеме в социальных сетях, сопредседатель ОНФ Геннадий Баев много времени провел на встречах и переговорах по этой теме. Для нас с Натальей Трусовой очевидно, что если бы команда курских активистов ОНФ не подключилась к этому вопросу, то неизвестно как сложились бы судьба дома и судьбы его обитателей.

Все эти случаи доказывают, что эффективность действий власти повышается, если она работает вместе с общественными активистами. Это реальный результат и наглядное проявление эффективности общественного контроля. Общественники – это люди, которые не только сопереживают, но и действуют. Не стойте в стороне. Проблема, которая сегодня вас не касается, может уже завтра стать вашей. Лучше пользоваться чужим опытом, чем наступать на собственные грабли.
НаписалаватарSTERVA
2577

0 комментариев

Чтобы оставлять комментарии, нужно или зарегистрироваться.